пятница, 8 февраля 2013 г.

Как я дошёл до жизни такой:)

Недели полторы назад у меня брали интервью журналисты проекта SmartMarket.NET (классные ребята, которым сейчас как раз помогаем с наймом/HR).
На днях прислали вот такую статью.
Пожалуй, из неё даже больше чем из биографии, написанной Костиком, Мамой и Сёмой понятно как же я докатился до жизни такой.. =)

=======================================

Как стартапу собрать команду


Подобрать нужных людей не так просто как сначала кажется. Если вы стартап, то вас пока мало кто знает и сами на работу хорошие специалисты не попросятся, чтобы их искать нужно время и навыки HR. Очень классическая проблема, когда кажется, что нужные люди на рынке труда либо просто закончились, либо очень дорогие. Мы сами очень долго решали эту проблему и собирали команду практически год, некоторые позиции у нас все еще открыты, но это уже связано скорее с ростом, нежели недостатком кадров.

О том где же найти людей, которые вам нужны и как узнать, что это именно они расскажет евангелист и CHO Star-staff, HR-директор венчурного фонда Лайф.Среда, Аркадий Климовский, который долгое время работал в Яндексе, а сейчас занимается поиском лучших кадров в стартапы. А в первой части мы расскажем про самого Аркадия, как ту часть нашей команды, который эту же команду и формирует.

 
Аркадий Климовский, HR-директор
венчурного фонда Лайф.Среда и 
один из основателей ИТ кадрового агентства Star-Staff, оранжевый десантник, джедай любимой работы.






Часть 1. О том, кем нужно быть, чтобы искать людей.

Привет, Аркадий. Для начала расскажи о своей карьере, как ты после мехмата МГУ попал в мир HR.
Я с детства фанател от физики и математики (пачка дипломов и грамот с олимпиад и конференций, всё такое..), учился в СУНЦе - школе-интернате им. А.Н. Колмогорова при МГУ для детей, повернутых на этих предметах – в общем, для одаренных. А потом пошел на мехмат. Вернее, сначала на физфак, но уже через месяц перевелся. 

Сначала я видел себя в науке, но быстро понял, что в этой сфере мир сильно не изменишь, не улучшишь. А "делать мир лучше" - это для меня очень важная ценность в жизни. Поэтому потом, ближе к середине обучения, я увидел себя в IT. Ведь я с детства, с того самого момента как папа подарил мне мой первый ZX-spectrum, страстно люблю компы и всё с ними связанное. К тому же, я довольно умный и 
довольно коммуникабельный (второе - редкость для математиков) — удачное сочетание для карьеры в ИТ. Мне все друзья постарше сулили безоблачную карьеру ИТ-менеджера (PM, СТО, etc).  Я 4 года работал программистом-аналитиком, позже руководителем проектов  пока учился. Мы писали метапоисковик, хотели победить Google и Яндекс. Тогда я был молодой и зеленый, верил что нам вдвадцатером это по плечу и поэтому активно придумывал, публиковал и реализовывал линвистическо-математические алгоритмы для улучшения качества (релевантности) метапоиска.

А потом я попал в Яндекс. Одним из кумиров моего детства был Илья Сегалович (российский предприниматель, программист и общественный деятель, один из основателей компании 
«Яндекс» — прим. ред.), и в Яндексе мне удалось с ним поработать. Самое интересное, мне довелось вести проект по целеполаганию компании: мы обходили топов, спрашивали о целях развития сервиса, как они его видят. И я после каждой такой встречи улыбался наивным планам моей юности. Насколько я не так понимал весь рынок интернет-поиска и насколько мы были обречены на провал!
Поворот в моей жизни случился, когда я учился на последнем курсе мехмата МГУ. Как-то раз мне позвонила мама (она у меня HR и очень давно занимается рекрутментом) и попросила помочь ей с айтишными вакансиями, в которых она не разбиралась. Я помогал ей вечерами после работы в лаборатории МГУ. Для меня все очень удачно сложилось: я попал в эту сферу и мне безумно понравилось общаться с ИТшниками на рабочие темы, я понял, что все это очень созвучно мне внутренне. Поняв что это и есть моя любимая работа, я не задумываясь бросил "чистое" IT, поняв, что смогу принести гораздо больше пользы миру, если буду заниматься подбором айтишников — ведь стольким клёвым ИТ-компаниям и классным руководителям не хватает для реализации их светлых идей лишь одного - толковых сотрудников. Ну и собственно с момента окончания МГУ я занимаюсь IT-рекрутментом, считаю себя крутым профессионалом в этой сфере. Я даже разработал план по кардинальному улучшению  рынка труда под кодовым названием "стратегия оранжевого десанта", в том числе конкретно для айтишников, создал сообщество людей, которые занимаются этим вместе со мной, двигаю несколько проектов в эту сторону.  

С тех пор ты занимался только HR? Я слышал ты каким-то образом связан с развитием коворкингов в Москве.
Был только один год в кризис, когда HR не было, рынок упал, я на время сменил род деятельности и поднял крупнейший в Москве коворкинг - МатриксОфис на Шаболовке. Моему другу, президенту довольно крупного торгового холдинга, пришлось из-за кризиса сократить два этажа народу и нужно было как-то отбивать аренду этих пустующих площадей. Мы сделали там коворгинг и сдавали в аренду офисы нового типа для стартапов. На тот момент все существующие в Москве коворкинги были унылые и убогие (есть разве что регус - но он жутко дорогой), а с небольшими офисами у нас в Москве сильная напряженка. Знал это не понаслышке, а как человек намучавшийся с этим делом по ходу запуска нескольких стартапов. В общем, мы хотели победить регус и несовершенство московского рынка аренды, сделать все дешевле и удобнее для стартапов. 

Я вообще такой мирный воин, моя боевая задача — всех осчастливить, существенно изменить мир к лучшему и захватить планету 

– но не как Гитлер или кто-то еще, а хорошо и полезно (к
стати, из известных вождей, сильно уважаю, пожалуй, только Ганди). У меня такие внутренние ценности. Мне нравится приносить людям пользу. И, собственно, я согласился и пошел делать МатриксОфисы, потому что мы поняли, что стартапам тяжело в Москве, с мелкими офисами, как правило, мало кто из арендодателей хочет возиться, к тому же некоторым стартаперам офис нужен не постоянно. Поэтому мы сдавали гибко - как удобно каждому. Обычно коворкинг — это open-space со столами и стульями, что многих не подходит, а у нас были и кабинетики, и переговорные, а также всё чтобы сделать работу стартаперов максимально удобной - секретарское обслуживание, бухгалтер и т.д., т.е. мы создали своего рода инфраструктуру для стартапов. Это чем-то похоже на концепцию Лайф.Среды, только в более упрощенном варианте и офисоориентированно. Кстати, это один из факторов, почему я сюда к нам и пришел работать: я люблю помогать стартапам, сам стартапер по духу и хорошо понимаю всех этих людей, потому что фактически жил с ними бок-о-бок полтора года, со многими до сих пор дружим и общаемся. Например, Леха Черняк и Ваня Владимиров  люди, которые в последствии сделали наш Groupon (в те времена darberry — прим. ред.) -- начинали у меня в МатриксОфисе с бесплатного рабочего места. Вообще было много классных толковых ребят, которым в Москве просто негде было приткнуться, и они приходили к нам. 

Как ты себя позиционируешь, в какой роли видишь? Ты упомянул, что ты для тебя важно приносить пользу людям, каков твой подход к работе?
Я себя позиционирую как джедай и оранжевый десантник :). 

Почему джедай? По двум причинам. Первая - простая, мне с детства нравятся "звёздные войны". Вторая - глубже. Стив Джобс советовал задавать себе вопрос: подходишь утром к зеркалу и спрашиваешь себя - чем бы ты сегодня занялся, если бы это был последний год, месяц, день твоей жизни. Я регулярно задаю себе этот вопрос. Я стараюсь нести что-то светлое, менять мир к лучшему и у меня есть некая стратегия того, как делать это на рынке труда. А ведь и смысл джедая в том, чтобы нести в мир светлые силы. Поэтому я себя регулярно спрашиваю: "Аркадий, а живешь ли ты как подобает настоящему джедаю?". И если я сам себе отвечаю отрицательно, то это значит что где-то куда-то не туда свернул и пора возвращаться на правильную дорожку. Да, у меня есть внутренний Йода, с которым я регулярно разговариваю — я параноик :). 

А оранжевый десантник потому, что как-то 
летом мы с командой ИТ кадрового агентства Star-staff ездили на стратегическую сессию (мы обожаем ездить в лес, петь песни у костра), и решили заодно поговорить о глобальном - и пришли к выводу, что мы оказались в той удачной точке, где мы можем что-то поменять, и никто кроме нас (собственно, девиз десантников). Вот и я придумал нам такой геймплэй, раз никто кроме нас, то десант, а оранжевый потому что мы же не военные (и вообще, война - это ужасно) и это мой любимый цвет, я ж рыжий.

И вообще, я думаю, мы может скоро запустим проект для привлечения айтишных стартапов: будем помогать им советами по HR.
Мне еще очень нравится фраза королевы Елизаветы о том, что труд — единственная рента, которую нужно платить за пребывание на планете. А вторая фраза Никсона о том, что можно достичь чего угодно, если тебе не важно, кому достанутся лавры. Поэтому если стартапам будет хорошо, то я буду очень рад, и неважно, сделаю это я за деньги или они сами.

Я очень веселый и счастливый, потому что по жизни занимаюсь тем, что мне
 в кайф. И я всех людей агитирую заниматься тем, что по-настоящему нравится. Ведь жизнь - не такая уж и длинная штука. Я целый день меняю мир к лучшему и меня это прёт. Я даже не устаю и, как следствие, не отдыхаю. Баланс жизни и работы - очень важная штука. Как говорил Конфуций, "делайте то, что любите делать, и в вашей жизни никогда не будет ни одного рабочего дня".

И все же переходя к HR. Как это меняет твой подход к текущей работе?
Гимн моей жизни прост «Каждому человеку – любимую работу». У меня есть мечта: чтобы все компании на планете стали такими же как Zappos, Яндекс или Star-staff (в смысле уровня счастья сотрудников).
Я хорошо понимаю механику всего этого дела. C помощью ряда техник можно понять, что у человека внутри, когда он максимально эффективен (а это обычно бывает тогда когда его прёт от того что он делает). И HR по большому счету нужен не для учёта кадров, а для того, чтобы помочь людям разобраться что, куда и почему.  Как я в шутку говорю своим рекрутерам, когда веду тренинги по рекрутменту, работа у нас крайне простая: квадратные кегли — в квадратные дырки, круглые кегли — в круглые дырки. Отсюда всё и следует. Целиком и полностью разделяю концепцию Джима Колинза из книги «От хорошего к великому», о том что сначала правильные люди в правильном месте, а потом уже правильные дела. 

И это в разы сложнее и гораздо более трудоемко — заниматься HRом правильно, но, блин, нужно! Потому что иначе получается обычная неэффективная российская компания - сотрудники просто ходят на работу. Но ведь есть же компании (см. выше) где это не так.  Я считаю что, по-хорошему, компания должна конкурировать (в хорошем смысле) с семьей (по степени комфорта и качеству отношений). 

Как ты попал в Лайф.Среду и как оказался связан со всем этим делом и почему ушел из Яндекса?
Как-то раз я посчитал, что жизнь — это примерно 36 млн минут, после этого я написал пост «живите большими глотками» с математическим обоснованием этой темы. 

Потом я начал развивать мысль: куда тратить время своей жизни? Я понял, что я живу для двух вещей: первая – это работа и изменение мира к лучшему, а вторая — классная семья, клевый дом. Поэтому я прикинул, сколько я смогу заработать за всю жизнь. И накидал на пальцах простую модельку в экселе: свою текущую зп, сколько я откладываю, заложил оптимистичный карьерный рост и рост бабла (благо у HR зп всех топов имеется) и примерную продолжительность трудовой жизни. И получилось около 30 млн руб. И это при том, что я на тот момент был довольно талантливым и далеко не самым дешевым московским менеджером. Этот простой подсчёт произвёл у меня в мозгу эффект маленькой разорвавшейся бомбочки. Ведь 30 млн - это вполне конечная и не супер-большая сумма. Что никак не совпадало 
с моими радужными мечтами о супер-прекрасной жизни.

Суть в том, что можно положить жизнь просто чтобы заработать на нормальную хату. А я в жизни меньше всего хочу умереть среднестатистическим россиянином. И не вижу смысла горбатиться всю жизнь лишь просто на квартиру в Москве (сам я из Питера). Когда ты целый день фигачишь, ты думаешь да я такой клевый, у меня все так хорошо идет, но если поднять голову и посчитать, то получается, что 

при нормальном прогнозе есть верхняя точка и тебя эта точка не устраивает, а значит ты должен делать сверхдействия. 


Поэтому я укрепился во мнении, что нужно заниматься своим бизнесом. Проблема в том, что большинство работодателей не любит тех, кто делает свой бизнес — что на мой взгляд неумно, и из-за чего они сильно проигрывают на рынке труда, но тем не менее это факт. Есть правда компании более продвинутые, например, Яндекс и Лайф. Ну и так случилось, что сошлось два факта в одной точке: я ушел из Яндекса и придумал, куда я буду двигаться и как. Смысл в том, чтобы делать компаниям а-ля стартапы HR под ключ, эдакий "центр HR-компетенций". Потому что большинство компаний очень неэффективны в смысле HR, а стартапы вдвойне. Нужно учить их делать правильно: нанимать "те самые 20% которые принесут 80% результата", а потом холить и лелеять молодцов, не молодцов стараться перевести в молодцы, а совсем не молодцов — нафиг, как бы это грустно это ни звучало. 

Рынок труда, на мой взгляд, должен быть гораздо живей, чем сейчас, а сейчас он мало того что он сер и уныл (но это еще ладно, хоть и плохо, но не фатально), так еще и неэффективен, потому что никто не парится на тему 20%. И HR в массе своей устроен неправильно, он замотивирован на выход, а не на пользу с сотрудника. Я придумал новую концепцию, но об этом, видимо, уже не в этот раз, время поджимает.

Меня часто спрашивают, какая муха меня укусила, что я такой энерджайзер по жизни, а я отвечаю: просто мне почему-то (не знаю почему) очень много от жизни надо, в частности мне надо успеть проапгрейдить весь рынок труда в ИТ, и думаю, что я успею лет за 25.. :)

Продолжение следует...
Во второй части — концепция 20% и практические советы на тему HR для стартапов.

Комментариев нет:

Отправить комментарий